История г. Вихоревки
      На карте нашего района много самых различных названий и наименований.Мы настолько
привыкли к ним, что даме не задумываемся над их смыслом и тем более над их
происхождением. А ведь у каждого географического понятия есть свое начало, своя история.
Правда многие из них настолько глубоко уходят корнями в глубь веков, что не всегда
представляется возможным установить причины их возникновения. Следы их теряются
безнадежно. Ведь на территории нашего района поселения человека возникли более двух
тысяч лет назад. Так в III веке до нашей эры здесь прошли племена гуннов. Во II веке нашей
эры Приангарье населяли сяньби и тоби, в IV веке здесь прошли воины Чингис Хана.
      К моменту присоединения Восточной Сибири к российскому государству, на обширной
территории нашего района располагались тунгусские, якутские, бурятские и другие племена.
Нет сомнения, что каждое из этих племен и народностей в известной степени наложило сбой
отпечаток на географию нашего района. Поэтому, попробуй разберись когда и кем было дано
то или иное название. Но историю некоторых из них мы все-таки можем проследить,
особенно тех, которые возникли при появлении на берегах Ангары русских людей.
      Мир, нарушенный в 1629 году Яковом Хрипуновым, принес немало испытании и жертв.
Улусные князья не хотели терпеть русских на своей земле, отказывались платить ясак,
учиняли расправы над его сообщиками. Никакие уговоры на них не действовали. Применить
силу служилые люди боялись из-за своей малочисленности, да и не могли нарушить
воеводский наказ: "Братский люд ничем не гневить не велено, а велено уговаривать их
ласкою".
      Попытки наладить мирные отношения между русскими и бурятами нередко
заканчивались трагически. Так, например, во время уговоров бурятского князька Баяракана,
был убит служилый человек Вихор Савин. Ото произошло на небольшой речушке, за которой
с тех пор и закрепилось имя этого человека. Вихора - так иногда именуют речку Вихоревку
местные сторожилы, протекающую почти рядом с нашим городом.
      О том, что Вихоревка получила свое название именно а этот период, т.е. в 1629-1630
годах, а не позже, свидетельствует запись Максима Перфильева, сделанная им в 1631 году:
"А другой долгий порог в Братской земле за Вихоревою рекою более десяти верст".
      Не могло это название появиться и раньше, т.к. слово Вихоревка явно русского
происхождения. А русские пришли в эти места примерно за год, два до описываемых событий.
      Таким образом, унаследовав от погибшего казака его имя, речка не только сохранила его за собой, но и передала двум населенным пунктам - деревне Усть - Вихоревка, расположенной при впадении Вихоровки В Ангару, но и городу Вихоревка, возникшему в ее средней течении.
Вихорева река [Вернуться к списку] [На главную]
      Вихорева - речка, впадающая в Ангару. Дo прихода на братскую землю русских
землепроходцев называлась по - тунгусски Геа. В 163О году служивый человек Вихор Савин -
стрелецкий сотник в - перестрелке с местными жителями был убит в устье этой речки. С тех
пор речка подучила новое наименование - Вихорева. Унаследовав от погибшего
первопроходца его имя, речка не только сохранила его за собой, но и передала двум
населенным пунктам - деревне Усть - Вихоревка, расположенной при впадении Вихоревки в
Ангару, и городу Вихоревка, возникшему в среднем её течении.
      В 1936г. начато сооружение железнодорожной магистрали
Тайшет – Лена, но прервалось войной. Работы возобновились в 1946г.,
а в декабре 1947г. железнодорожный путь был доведен до Братска,
На станцию Братск - I пришел первый поезд с четырьмя вагонами -
теплушками. С железнодорожной станции Вихоревка, которая ведет
свой отсчет с 1947г. начинался наш город. Железная дорого
дала жизнь станции, и затем всем службам, необходимым для её
эксплуатации. Одновременно на территории станции началось строительство базы лесозаготовок и переработки древесины. Это был
печальный период истории нашего края, о котором долгое время
умалчивалось в "официальной" версии истории возникновения г.Вихоревки. Считалось, что первыми поселенцами и строителями железной дороги и станции Вихоревка были молодые люди, комсомольцы, добровольно приехавшие осваивать Сибирь. Так оно и было, но гораздо позже в конце 50-х. годов. Начинали строить железнодорожную ветку Тайшет - Лена пленные японцы и заключенные печально известного на всю страну Тайшетлага, в 1949г. переименованного в Озердаг. Озерлаг представлял собой целую систему лагерей, лагерных пунктов, колонн, протяженность его - многие километры по железной дороге от Тайшета до Братска. Заключенные были рабсилой, без механизмов, техники, имея лишь тачки, лопаты они построили ту дорогу, которая "открыла кратчайший путь к богатствам не только северного Приангарья, но и всей Восточной Сибири". Таким образом, утверждение "железная дорога, построенная на человеческих костях", вовсе не является преувеличением. Чтобы меньше уходило времени на доставку заключенных под охраной солдат и собак к месту работы, лагпункты строились через каждые 6 – 8 км. и географические карты нашего края покрывались номерами лагерей, лагпунктов, колонн. Вокруг Вихоревки их было несколько -№ 011, №013, №052 и т.д. Заключенные строили не только железную дорогу, но и притрассовые мосты, жилые дома в Чуне, Вихоревки, Братске ,но в основном вдоль всей трассы - на лесоповале.
Из воспоменаний жителей [Вернуться к списку] [На главную]
      Из воспоминаний жителя деревни Долоново Сусолина Михаила Григорьевича: "С доворелюционных времен жители д.Долоново заготасливали сено с лугов, бывших на месте г.Вихоревка. В устье реки Убь (сейчас "Отделение") был создан колхоз "Веселое поле" со скотным двором и двумя изоушками – зимовьями. Весной 1947г. в деревни прибыл из Тайшета представитель Озерлага с вопросом о передаче скотных дворов и зимовьев для нужд Озерлага, о чем был составлен акт о приеме -передачи".
      Эти строения и стали опорным пунктом, базой развития поселка и будущего города. А вся земля ушла под строительство железной дороги Тайшет - Лена. В скотных дворах разместились базы, а в зимовьях – оперативная часть. Военнопленные японцы строили помещения барачного Типа. Вольнонаёмные в качестве жилья понаделали землянки, в которых и обосновался штаб лагерного отделения со своими службами. Контингент, прибив¬ший на Вихоревку был разный, это энтузиасты - первопроходцы, специалис¬ты с теодолитами, швилирами и парными лентами, военнопленные, заключен¬ные Озерлага, политические заключенные, уголовники.
      Прорубалась трасса будущей железной дороги, и здесь между двумя пенистыми таежными речушками в нескольких десятках километров от Ангары, на пути новой железной магистрали, расхищалась площадка под рабочий поселок.
      С каждым днем полотно дороги Тайшет - Братск продвигалось вперед и вперед. Напряженная работа шла и днем, и ночью. Немного больше, чем за год строители проложили 226 км. пути, построили несколько станций, в той числе станции Братск-1. В декабрьские стуки 1947г, сюда, на станцию Братск, пришел первый поезд.
      Первый паровоз в Братск был доставлен на барже, его принял старший и в то время единственный машинист А.С.Исаков. Он вспоминает: "При мне первое соединение путей сделали на разъезде 22(ныне ст.Багульная), а второе и окончательное за Вихоревкой. Паровоз у меня был ОВ-4577, на которой без промывки котла и на случайной смазке я проработал полгода. Только после открытия сквозного движения паровоз попал на ре¬монт в паровозное депо Чуна. Рядом работал еще один паровоз, тоже дос¬тавленный на барже, где машинистом трудился Е.Крохмалюк. А моя жена Анна Ивановна работала помощником машиниста паровоза".
      Из воспоминаний бывшего начальника части связи 7-го отделения Скопинцева С.Я.: "Я один из первых строителей трассы Тайшет - Братск. Наше строительное подразделение прибыло ни Советской Гавани в 1949-1950 годах. На крупных строительствах были заняты десятки подразделений воинов - железнодорожников, вольнонаемных, военнопленных также - егерей уголовников и политзаключенных.
      Выбрали место на берегу речушки Убь. Было нас 12 человек. Поставили палатку и начали готовить место для приема строителей с семьями.
      Я как связист, обеспечивал связь с Братском и Тайшетом. В это же время на трассе расположились строительные подразделения: 218 км. (ст. Торя) - 4 отделение; 247км. (ст.Турма)- 5 отделение, 269км. (ст.Вихоревка)- 6 отделение; старое с.Братск - управление Ангарстроя.
      Началось строительство жилья, производственных помещении, бытовых и культурных учреждений. К ноябрьскому празднику многие семьи перешли из палаток в рубленые дома, а к Новому году отстроили клуб".
      И вот долгожданный день наступил! 5 июля 1951г. под дружное "Ура!" поезд двинулся по мосту на правый берег Ангары. Осуществилась мечта отважных искателей и строителей железной дороги. Поезд прошел по всей трассе Тайшет-Лена.
      Железная дорога привела к развитию лесной промышленности, Лесозаготовительные предприятия района в 1952г. объединяются в трест. В 1954 комбинат БратскЛес с центром в посёлок Братск. В 1959г. организуется первый в районе леспромхоз Братский. Прошло 3 - 4 года, от Братского ЛПХ отпочковались лесозаготовительные предприятия района.
      Так, из 4-го отделения выделилось и стало самостоятельным предприятие Вихоревское лесозаготовительное отделение, которое затем преобразовалось в лесозаготовительныи комбинат. Для того, чтобы заготовить лес, были образованы подразделения: 403 - на р.Убь, 404 - на р.Табь и 405. Одновременно там выросли жилые поселки.
      Из воспоминаний М.Кузьмина: "В Вихоревке я с 1952Г. Тогда строительство только разворачивалось. Железнодорожный вокзал и магазин располагались в маленьких неприспособленных помещениях. Транспортную связь между поселком и станцией обеспечивала автомашина. По утрам она возила ребятишек в школу №101, a вечером на ней же возвращались с работы лесозаготовители. Остановку, где они выходили назвали "пятихатки" - по количеству первых домов. Позже кто-то переименовал в Петушки, а это название распространилось на весь поселок.
      На 271км. начал действовать лесопильный завод, который создал базу нынешнему ЛЗК.".
      Первым цехом был построен однорамный лесозавод, который готовил пиломатериал для строительства 2-х квартирных домов постоянного поселка на Петушках. Электроэнергию давала маленькая электростанция, первый начальником которой был Марголин Борис Самуилович. С вводом ГЭС локомобили были сняты.
      Первые годы лесоконбината были очень трудны. Лесоповал велся вручную поперечными пилами, раскряжевка на месте, трелевка лошадьми. Специалистов по деревообработке не было, для этого был создан учебный комбинат.
      27 ноября 1957г. Вихоревка была отнесена к категории рабочих поселков, а в 1966г. была преобразована в город районного подчинения.
[Вернуться к списку]
|